Прогулки по воде с Александром Соколовым
(Интервью с режиссером, драматургом, поэтом, композитором)

Как и было обещано (см. «Weekend» №25), мы продолжаем беседу с Александром Соколовым, режиссером арт-группы «Раритет» творческого объединения «Интрига», драматургом, поэтом, композитором и автором музыкального проекта «Соколиная Охота». Экономист по образованию, он в 1997 году пришел в студию студенческого театра НГУ. К настоящему моменту на его счету постановка таких спектаклей, как «Тихие неприятности» по рассказам писателей «Сатирикона», «По ту сторону…» собственного сочинения, «Кароль» по пьесе польского драматурга Славомира Мрожека, а также более десятка миниатюр – «Trick» по Ирвину Шоу, цикл номеров по Хармсу, «Раскольниковъ и Мармелодовь» из пелевинского «Чапаева и Пустоты» и других.

Корр.: Саша, твое театральное и музыкальное творчество является достаточно альтернативным и интеллектуальным. Как ты считаешь, почему обычно первые строчки чартов занимает то, что мы называем попсой? Что это, лень ума?

А.С.: Очень многим людям нужно в рот класть прожеванные вещи. Это не лень ума, это лень души. Людям обычно хочется, чтобы их немножко потревожили, но именно немножко. Если из тебя кто-то душу вынет… Это нужно очень малому количеству людей.

Корр.: А зачем люди вообще ходят в театр, в кино?

А.С.: Вот есть старый анекдот: «Почему женщины смотрят порнуху? – Они думают, что, в конце концов, это закончится свадьбой».

Корр: Развлекательное искусство, вообще, имеет право на существование?

А.С.: Имеет. Но развлекательного искусства нет. Есть вещи, которые могут быть к нему формально отнесены, например, комедии. Мы спорили с одним товарищем. Он говорил: трагедию сыграть сложно. А комедию каждый дурак сыграет. Шел-шел, споткнулся, упал. Всем смешно. Идиот! Был Чаплин, был Бастер Киттон. Это здорово, над этим смеются. Но это же глубоко, талантливо. Шекспировские страсти или тарелка Чаплина, которая ездит туда-сюда – это же абсолютно равные вещи. Не важно трагедия ли это или комедия, подделка под что-то серьезное или развлекательная вещь, но ты либо за этим что-то чувствуешь, либо нет: ноль целых, ноль десятых.

Корр.: Почему театры продолжают ставить спектакли, которые не то что не современны, но, более того, неинтересны и непонятны современному человеку?

А.С.: Многие режиссеры почему-то считают, что публику уже достали все «прыжки в сторону», и нужно делать добротный классический театр, потому что это якобы вещи вечные, это все всегда с удовольствием принимают. А в оппозицию наигрались в 80-х – 90-х годах. В репертуарах современных театров – «Вишневый сад», «Утиная охота». Зачем фантазировать? Просто привези спектакль, поставленный за пару недель, где заняты Олег Табаков, Меньшиков, Евгений Миронов, и народ толпами на это дело повалит. Повесь объявление: «Играет полный состав «Ментов», и пусть они хоть «Трех поросят» играют, причем не зная даже, о чем там идет речь. Будет полный зал, и все будут тащиться. Мне это неинтересно, а кто-то, может быть, задыхается от восторга. Жарков играл царя в «Федоте-стрельце». Он не знал текста вообще! Ему подсказывали текст, временами он «зависал» минутами. Это халява. Взяли актера с надеждой на то, что он как-нибудь выкрутится. Какая там режиссура! Телевидение просто ниже критики, современный отечественный кинематограф я на дух не переношу. Когда-нибудь мы переживем эти времена. Из современного я люблю, к примеру, американское кино: Тарантино, Родригес, Скорсезе, Милош Форман. Тарантино и Родригес снимают вещи, с одной стороны достаточно понятны, а с другой – очень глубокие. Снимать и петь можно любые вещи. Это может быть закручено так, что никто не поймет, и в этом может абсолютно ничего не быть, а может быть и божье откровение.

Корр.: Но если никто из нас этого не видит, может быть, ничего и нет?

А.С.: Джордж Оруэлл над всем этим как раз издевался. Он приводил в пример Льва Толстого, который «опускал» Шекспира и говорил, что в этом абсолютно ничего нет.

Корр.: Каким должен быть современный театр, современное искусство вообще?

А.С.: Современного ничего нет. Есть то, что ты в данный момент смотришь, слушаешь и читаешь. Вытащи, например, сейчас сюда Качалова с его знаменитыми МХАТовским паузами, он мог бы оказаться современным. В какой-то момент оказалось бы, что это и есть современный театр. Есть две вещи: первая – это энергетика, которую несет произведение. Даже, наверное, не энергетика, а наполнение, суть. А вторая вещь – это мода. Колебания в изменениях моды небольшие, через 5-7 лет все возвращается.

Корр.: Что для тебя означают слова «хороший спектакль»?

А.С.: Хороший спектакль открывает дверь в другое измерение.

Корр.: В «По ту сторону…» ты попытался открыть именно эту дверь?

А.С.: Я считаю, что в «По ту сторону…» она открыта. Она открыта в «Кароле».

Корр.: Что главное для тебя как для режиссера и драматурга? Что стоит выдвигать на авансцену, а что уводить в тень?

А.С.: Какой-то доминанты для меня не существует. Пастернак сказал: «Не я пишу, а мною пишут». Очень многие говорили, что чувствуют себя приемниками. Временами просто не ведаешь, что творишь. Главное, чтобы тебя отпустило, и ты не просто что-то выдумываешь, а чувствуешь, знаешь, зачем ты это делаешь. Я не могу формализовать эти вещи. Для того, чтобы видеть, что нужно в спектакле, а что нет, необходимо определенное состояние. Любое творчество – это очень непонятное явление. Тебя захватывает и несет куда-то, а куда, ты не знаешь. Это откровение, разговор с богом. Ты открываешь ту самую дверцу, а что или кто за ней, неизвестно. Оттуда дует ветер. Ты стоишь на пороге и разговариваешь с тем, кто за этой дверью.

Корр.: Когда ты берешься за новую вещь, думаешь, о чем она будет, что ты хочешь сказать?

А.С.: Искусство – это любовь. Скажем, ты любишь женщину так, что чувства тебя буквально переполняют. А сталкиваешься с тем, что тебе кто-то говорит: «Нет, молодой человек, это не любовь. Вы ей цветы подарили?! Мало дарили и плохо! И руку вы ей не разу не поцеловали, и пришли без смокинга. Вы все делаете не так». Это один подход. А второй – это когда тебе говорят: «Ну, что такое?! Ну, трахались вы, да. А сколько поз вы знаете? А вот тут есть одна проститутка, так она знает на тридцать поз больше и гораздо техничнее трахается. У вас не любовь!» Но все это не имеет отношение к любви. Какое имеет значение, как ты даришь цветы? Ведь это на самом деле не главное. Дело-то не в этом! Важно чувство. Я действительно не знаю, что я хочу сказать. Я не умею давать определения. Назвать – это значит ограничить. В любом произведении, которое мы воспринимаем как хорошее, намешано очень много всего.

Корр.: А ты воспринимаешь свои произведения как хорошие?

А.С.: Если уж ты сам не ценишь свое собственное творчество, то с какой стати кто-то другой это начнет ценить?

Корр.: Своим главным спектаклем ты называешь «По ту сторону…». Почему?

А.С.: В нем я попытался развить очень важную для меня тему. В «По ту сторону…» человек просыпается, и видит вокруг себя зеркала. В этих зеркалах он видит себя во множестве персонажей. И эти персонажи начинают вести себя самостоятельно. Вообще, самый первый опыт магии – это когда ставят два зеркала, свечку и возникают бесконечные отражения. Если там еще есть перевертыши. Когда ты левой рукой машешь, а отражение правой, ты человека в зеркале не признаешь за себя. Внешняя похожесть еще ничего не гарантирует. А если вдруг этот человек махнет тебе в ответ только через две минуты? У Бастера Киттона был фильм, где слуга разбил хозяйское зеркало, и когда хозяин начинает бриться, слуге приходиться отыгрывать его отражение. Там есть блестящий момент, когда хозяин оборачивается на секунду, а когда снова заглядывает в зеркала, то видит затылок. Слуга не успел обернуться. Это страшно. В пьесе шесть персонажей, но по сути это монолог. Человек один. Он придумывает этот мир, и этот мир может разговаривать только на одном с ним языке. Это происходит как во сне. Во сне, как и в творчестве, можно видеть такое, чего не видно в обычной жизни. Мы живем в материальном мире и мыслим категориями, которые сами создали. Остальное не принимаем. Если кто-нибудь сейчас возьмет и взлетит в воздух или пойдет по воде, мы закроем глаза и скажем, что этого не было, потому что этого не может быть. Либо припишем человеку то, что он воспользовался достижениями современной науки.

Корр.: И, тем не менее, способность человека летать или ходить по воде – это реально?

А.С.: Я пробовал ходить по воде. У меня получалось. Метра два. Дальше я начинал проваливаться. Может, со стороны казалось, что еще раньше. Мне было 25 лет. Я думал: «Если тот парень мог, то почему не могу я?» В тот момент меня хватало на то, чтобы плюнуть на все и сказать: «А я пойду!» И пошел.

Человек смотрит на мир избирательным зрением. Но окружающее нас пространство наполнено множеством различных, недоступных простому зрению явлений. И чтобы их увидеть, требуется особое состояние психологической свободы – состояние в котором человек отпускает на волю свои чувства и начинает творить.

Евгений Ларин

СТИХИ АЛЕКСАНДРА СОКОЛОВА

С ЦАРСКОГО ПЛЕЧА

С царского плеча – рвань бушлата,
С сытого стола – лишь ошметки.
Вдоль да поперек был залатан,
А душа не спит: просит плетки.

Весело звенеть бубенцами,
С мира по плевку – захлебнешься.
Небом любоваться часами,
Только все одно – не вернешься.

Царского села хата с краю,
В сумерки нырнуть – камнем в воду.
Хорошо гулять – знаю! –
Двадцати шести лет от роду.

С царского плеча – рвань бушлата,
Царского села – хата с краю.
Вдоль да поперек был залатан…
Хорошо гулять!

СЫГРАТЬ ВМЕСТЕ

Черные кошки собираются вместе
Ночью петь о любви на крыше.
Черная кошка смотрит на звезды,
Звезды смотрят на черную кошку.
Черная кошка взбирается вверх,
Лезет по крыше все выше и выше,
Черная кошка падает вниз.
Смерть не страшна – все понарошку.

Девять жизней. Сколько осталось?
Не сосчитать, сбилась со счета.
Черная кошка с каждой смертью
Лишь становится все чернее.
Странные игры черных кошек –
Не угадаешь – нечет? чет?
Эй, вы, там, за окном!
Кто сыграет вместе с нею?

Черные кошки собираются вместе
Ночью петь о любви на крыше.
Черная кошка смотрит на звезды,
Звезды смотрят на черную кошку.
Черная кошка взбирается вверх,
Лезет по крышам все выше и выше.
Эй, осталось всего ничего,
Ну, еще, еще немножко!

ПОЕЗД

Дернулся нервно перрон: началось!
Двадцать пятый экспресс –
Харкая кровью, кряхтя, матерясь,
Намотав на полжизни срока –
Гонит Сибирь из-под ржавых колес.
Че ты тащишься, двигай быстрей!
Вохра на вышках храпит до утра –
Мы рванули в бега.

Верхние нары, девятая камера,
Долбит башку стук колес,
Прыгает в тамбуре пол; не тяни, ну! –
Затянись папиросой взасос.
Теплая водка в битом стакане –
Пей осторожней. Прольешь!
Белая перхоть кроет щетину
Налысо бритых лесов.

Он покурил натощак,
Только это достало минуту спустя.
Мимо неслись города, но он лег
И устало прикрыл глаза.
Поезд летел в никуда,
Этот поезд катился по рельсам к чертям:
Эй, там, на выход с вещами!
Ты слышишь – вокзал. Слышишь: скоро вокзал…

Hosted by uCoz