«Одинокий Король» Евгений Романов |
(встреча с бардом, лидером группы "Solus Rex")
Как говорил Юлий Ким, что такое «авторская песня», никто толком объяснить не может. Формально это песня, слова и музыку которой сочинил один автор, он же исполнитель. Владимир Дашкевич, композитор и музыкальный теоретик, придумал термин «третье направление». Существует еще один термин - «интеллектуальная эстрада», так высокое качество текста здесь на первом месте. Авторская песня как особый вид искусства сформировалась к середине 60-х годов прошлого века. Изначально главной особенностью ее, пожалуй, была синкретичность, органическое единство трех составляющих – поэзии, музыки и исполнения. «Эффект целого». И все же «авторская песня» – явление настолько разноплановое и многообразное, что вопрос о том, что является здесь стилеобразующей составляющей остается до сих пор открытым. С творчеством Евгения Романова я знаком уже около года. Формальным же поводом для встречи и личного знакомства с автором послужил его очередной концерт, который прошел 16 мая в конференц-зале Главного корпуса НГТУ. Группа «SOLUS REX» – такое название носит коллектив Евгения Романова – вышла «на сцену» в полном составе только во втором отделении концерта, а в первом автор представил на суд слушателей новые песни из своей последней программы «Художник, рисуй!». После концерта переходим вместе с музыкантами в другой корпус, поднимаемся на шестой этаж – в знаменитый КПП, Клуб Песенной Поэзии НГТУ. Самой собой, кипятится чай, и неизвестно откуда появляется бутылочка коньяка. О себе Евгений Романов говорит не особо охотно. Считает, что «формально-житейская» биография не имеет никакого отношения к биографии творческой. Е. Р.: «Вообще я преподаю основы программирования в стенах НГТУ Ну, если формально… В 1958-м году я родился в городе Красноярске-26, это город Железногорск, ядерный центр, город коммунистического труда. Сюда приехал учится исключительно с целью поступить на специальность «вычислительные машины». Хотя в школе мечтал сначала мультфильмы снимать. И уже тогда, кстати, песенки стал писать. Потом забросил. Закончил НЭТИ, работал здесь инженером. Потом 4 года в Питере в аспирантуре учился. Потом вернулся. Здесь меня поставили преподавать, чему я очень удивился, потому что никогда не считал, что я вообще когда-нибудь буду преподавать. Сейчас это моя основная работа. Есть семья. Двое детей. Старшая дочь НГУ заканчивает, на социологии учится, младшая в школе еще». «Второе дыхание» пришло к Романову в 1995 году. «Масть поперла», как говорит автор. Е.Р.: «У меня был хороший период, когда я с 95-го года за 5 лет 150 песен накропал. Иногда у людей так бывает, когда им все удается, все получается». К своим стихам и песням Романов относится очень бережно, с долей педантичности, хотя понимание того, что песни стоит сохранять не только внутри себя, пришло не сразу. Е.Р.: «Когда у меня накапливается какое-то количество песен, я как Дева, склонная к порядку, их прибираю, записываю, они складываются в определенную идею. Выходит кассета, альбом». К настоящему времени таких альбомов у Евгения Романова не многим менее десятка. Несколько слов о некоторых из них. «Чеширская кошка» (1995) знаменательна тем, что ее улыбка остается висеть в воздухе после того, как она сама исчезает. Это ее свойство, как считает автор, характеризует настроение этого альбома. «Болдинская осень» 1996 года. Альбом назван так из-за сходства психологической ситуации с пушкинской. Только осень Романова продолжалась несколько дольше, и сочинял он поменьше - по 2-3 песни в месяц. «Абракадабра» - альбом, в который вошли песни сочиненные в 1995 и 1997 годах. В нем собраны всякого рода бессмыслицы. От тех, содержание которых отдельно от музыки никакой ценности не представляет, до вещей, смысл которых не объяснит, по его собственному признанию, не объяснит даже сам автор, и словесно-музыкальных медитаций, основанных на эксплуатации отдельных звуков. «Вальс-Дантес» (1999). Еще одна вариация на «пушкинские» темы на уровне цитат и образов. «Дорога на Катманду», отнюдь не поиск Шамбалы, потерянного рая и так далее. По мнению автора, – это довольно легкомысленный и ироничный реверанс в сторону восточных философий и вероучений. Группа Романова собиралась как в сказке про теремок. Ольга Маслова (скрипка), Сергей Лысковский (перкуссия), последним в коллектив пришел соло-гитарист Кирилл Максимов. С его появлением коллектив и сменил название с «Полезных ископаемых» на «Solus Rex», что по мнению музыкантов должно было отразить уклон группы в сторону ритм-н-блюза и легкого электрического несколько «приджазованного» рок-звучания. Е.Р.: «В конце концов набрался какой-то репертуар, мы поняли как это может звучать. Это все таки немного джаз. Это не три аккорда и не пять, это не песни у костра, это не шансон, это не «чего изволите». «Solus Rex» - это на латыни «одинокий король», термин, используемый в шахматной композиции. Шахматная терминология, как считает Евгений Романов, должна «ненавязчиво намекать» на единство формально-логического и образно-художественного в нашей обыденной жизни и творчестве. Е.Р.: «Одинокий король»…Тут много зацепок. Во-первых это Набоков, у которого я вычитал эту фразу. У него очень много в «Защите Лужина» есть по шахматной игре, именно в смысле лицедейства в литературе. То есть автор как игрок персонажей двигает – это король, это пешечка, это ладейка. Любое искусство – это игра. И песня у меня есть «Solus Rex». А еще мне подарили картинку, где на заднем фоне неровные клетки были нарисованы и шахматные фигуры. И мне показалось, что название «Solus Rex» соединяет в себе творческое начало и математическую формальную сторону». Сам Романов в шахматы играть не умеет, он только «двигает фигуры». Е.Р.: «Я никогда «линейные» стихи не пишу (пишет, сам признался, но «в состоянии глубокого аффекта» – корр.), я просто подбираю слова в надежде, что что-нибудь получится. Я подбираю слова, а потом оказывается, что они создают образ». У автора есть такая идея-фикс: в словах должна быть своя музыка и она должна перекликаться с мелодией и гармонией. А смысл нужно искать не в словах, а между ними. Среди писателей, которые оказали какое-либо влияние на поэтическое творчество Евгения Романова, сам поэт выделяет тех, кто обладает талантом играть со словом и писать настолько изысканные вещи, что их можно перчитыват не один раз, смаковать слова, чувствовать, как они соединяются – Набокова, Андрея Битова, Татьяну Толстую. Но в действительности, круг литературно-музыкальных интересов Романова оказывается несравненно шире, а его «подкованность» в этой области, и, главное, умение довольно остроумно эксплуатировать весь этот разнородный материал в своих целях действительно поражает. Неистребимая страсть Евгения Романова к цитированию и иронической стилизации, возможно, ставит его в один ряд со многими современными экспериментаторами пост-модернистского толка. В дело идет буквально все - от Бетховена и «Битлз» до бардовской классики, от Бальзака и Пушкина до телерекламы («Покончено с кошмаром сухих и ломких волос»). Поэт Евгений Романов считает, что существует только две темы, достойные настоящего художника – любовь и вечность, в которой есть жизнь и смерть. А все остальное – это уже внешние обстоятельства. И в том, и в другом случае, чтобы получилось что-нибудь стоящее, надо быть откровенным с собой. Е.Р.: «Есть принцип чекиста: нужно иметь горячее сердце, холодную голову и чистые руки. Если тема тебя не трогает, если ты ее разнимаешь, как труп, по частям – сконструировал и спел, – у тебя ничего не получится. Человек ведь умирает постепенно. Сегодня ему что-то интересно, завтра уже нет. Значит в этом чем-то человек уже умер. Если меня ничего не колышет, я ничего не буду писать». И еще одно необходимое условие для того, чтобы рождались стихи – состояние легкой влюбленности. Евгений Ларин СТИХИ ЕВГЕНИЯ РОМАНОВА Продолженное настоящее I am be waiting. Аз есмь ждущий И счастлив этим. Райские кущи Мне не обещаны Этой женщиной. В своем продолженном Настоящем Я вечно должен Быть в ожидании. В убогом здании, Простом как ящик Уже как полчаса Кому там дарит Общенья роскошь, Покуда топчутся На месте стрелки? Я ведь не просто ж Ведомый в паре. Желанья мелки И укротимы, Когда вдруг в грохоте Стальных ступенек С небес спускаясь Проходит мимо. Смешной бездельник, Щенок, ласкаясь Бежит навстречу. Она же, походя, Присев на корточки, Не гладит - лечит. Собачьей мордочке Блаженство глупости Вполне пристало... Уже привстала, Спешит извечно. При всей доступности Щенячье счастье Так быстротечно. Под мягкой шерсткой В такой же власти Стучит сердечко... На пыльной Горской, Над грязной речкой. Стихи с вероятностью 0.15 Известно мне средство лучшее Развеять свое одиночество - Его Величество - Случай, Сказало Ее Высочество. Нарочно и преднамеренно Не сделаю шага навстречу, Едва только буду уверена, Что Вас неслучайно встречу. Статистика вероятности Не выше закона подлости. И Вашей любви превратности Не следствие Вашей робости. Вы не от меня отлучены, А от закономерности. Случайны реки излучины - Так кажется лишь по первости. Беспечные дети случая Не поддаются отчаянью. Вы все-таки верьте в лучшее, А следовательно, в случайное. *** Короче, вечер. Почти что ночь. Кофе кончился. К нему я привычен - Очень хочется. Чья-то дочь, Впрочем, чудит не выше приличий. К кассе - очередь. Сложный подсчет Всех различий количеств и качеств. А это - полчаса в будущий счет Очередных неучтенных чудачеств. В этом есть что-то. Когда чуть-чуть. И ни причем, благородно и чинно. К хитросплетенью своих причуд Вдруг причислять чужие причины. Короче, вечер, и ночь почти. Кратко, а лучше - еще короче. Как хочешь - вечером перечти, А еще лучше - поближе к ночи. |