Тетя Ася отдыхает, или Как нас хотели шокировать |
Международный фестиваль шокирующей рекламы проходил в субботу 21 декабря в кинотеатре имени Маяковского.
Слово «реклама», как известно, происходит от латинского reclamo- выкрикивать. Первые рекламные объявления появились в древней Греции и Риме еще до нашей эры. Они писались на деревянных досках, гравировались на медных и костяных пластинках и во весь голос зачитывались на площадях. С тех пор прошли тысячелетия. Однако даже такой примитивный способ рекламирования своих товаров остается эффективным и по сей день. Ежедневно и повсеместно слышим мы громкие голоса уличных торговцев, на перебой предлагающих прохожим сосиски в тесте, средства от тараканов и шнурки. Такая незатейливая реклама не у кого не вызывает сильных эмоций. Но и тут встречаются уникальные образцы этого жанра, созданные настоящими художниками рекламного дела, вроде услышанного на площади перед новосибирским железнодорожным вокзалом довольно шокирующего возгласа: «Пирожки горячие, как х… стоячие!» Воистину, виды средства рекламы поражают своим разнообразием. Рекламные обращения ожидают нас в почтовом ящике, на страницах газет и журналов, в общественном транспорте, на улице, в офисе и дома. От рекламы не спрятаться. Она настолько прочно вошла в нашу жизнь, что рекламные слоганы, нескончаемым потоком льющиеся с телеэкранов, для маленьких детей служат стимулом для приобретения первых разговорных навыков. В речь взрослых они входят наравне с пословицами и поговорками. Реклама, какой бы она ни была - назойливой, раздражающей, познавательной, развлекательной, красивой или шокирующей – не оставляет равнодушным никого. Можно не любить рекламу, а можно рекламу любить. И людей любящих рекламу в нашем городе, оказывается, очень даже не мало. Все они, за исключением тех, кого неотложные дела заставили работать даже в выходной день и тех, кого смутили довольно высокие цены на билеты (от 350 до 750 рублей), собрались в прошедшую субботу в кинотеатре им. Маяковского на международном фестивале шокирующей рекламы. Все они ушли от набившей оскомину телевизионной рекламы, за очень редкими исключениями скучной и пустой, что бы посмотреть рекламу талантливую, остроумную, рекламу, искрящуюся юмором и сексуальностью, порой весьма откровенную, а иногда и просто шокирующую. Лучшие рекламные видеоролики, побывавшие уже в Омске и Красноярске, приехали в Новосибирск с одного из крупнейших в Европе фестиваля рекламы «EPICA AWARDS» и международного лиссабонского эротической рекламы «LEAF». Правда, по признанию официального представителя этих фестивалей этих фестивалей в СНГ Максима Плюснина, организаторы новосибирского показа - продюсерская группа «ОЛДИ» и рекламного агентства «Александр и партнеры» - решили нашего зрителя особо не шокировать, а просто дать ему возможность познакомиться с лучшими произведениями мирового рекламного творчества. Но обо всем по порядку. Зрители в «Маяковский» начали стягиваться заблаговременно, и, отстояв длинную очередь в гардероб (реклама, как известно, начинается с вешалки), спешили оказаться поближе к барной стойке. Но не тут то было! Маленькие сюрпризы поджидали публику на каждом шагу. Уже при входе в здание кинотеатра слегка сбитых с толку посетителей встречали серьезные молодые люди в черных костюмах, черных шляпах и солнцезащитных очках. Потрясая огромными автоматами (к счастью игрушечными), они принимались обыскивать входящих на наличие «жучков» и «хвоста», а затем, к удивлению своих жертв, ловко выуживали из их волос и одежды разнообразных резиновых жучков-паучков. На лестницах, ведущих на второй этаж кинотеатра, миловидные девушки, кокетливо улыбаясь, «угощали» публику презервативами, после чего самым привлекательным девушкам и юношам предлагалось сфотографироваться для обложки журнала PLAYBOY в шапочках с заячьими и беличьими ушками. Дальше – больше. Основной части вечера, т.е. непосредственно показу рекламных роликов, предшествовало открытие фестиваля на сцене клуба «НВН». После краткой вступительной речи ведущих, произнесенной в защиту юмора и сексуальности, зрителям была предложена небольшая эстрадная программа с участием стриптизеров из клуба «Alpen Grote» и актеров театра «Красный Факел». Последние выступили с пантомимой «Свое тело подай умело» и цирковым эквилибром «Пони– тоже кони». Гвоздем программы, несомненно, стал Человек-Паук, который сделал первый решительный шаг в деле сближения полов. Пройдясь пару раз по сцене колесом, танцор поднялся на второй этаж клуба и завис вверх ногами, руками зацепившись за ограждение. В завершение всего он выдернул из публики стройную блондинку и на глазах у изумленной публики совершил над ней символический половой акт. Когда ожидание главного действа фестиваля начало затягиваться, всех наконец-то пригласили в зрительный зал и публика, слегка разогретая алкогольными напитками и созерцанием обнаженных женских прелестей, оживленно стала занимать места. В начале было слово. В «легкой эротической обстановке» слово держали директор рекламного агентства «Александр и партнеры» Ирина Тимофеева и российский представитель фестивалей «EPICA AWARDS» и «LEAF» Максим Плюснин. Приветствия, приветы и пожелания приятного просмотра - кратко. Оба оратора спешили уступить место рекламе- тому, ради чего в «Маяковском» собрался полный зрительный зал. И - свершилось! Фестиваль был объявлен открытым уже окончательно и большой экран кинотеатра был озарен двумя роликами, предваряющими основную часть показа. Первый- реклама некоего центра по борьбе с заболеваниями, передающимися половым путем. Ролик сопровождался песней, где слова такие: «Мне нравится, что я больна не вами. Мне нравится, что вы больны не мной». Это, видимо, всем дало понять, чего именно стоит ждать от фестивального показа – необычных, оригинальных ходов и искрометного, циничного юмора. Второй же ролик, заявленный г-ном Плюсниным как эпиграф к фестивалю, окончательно расставил все по своим местам. Зрелище танцующего и поющего … э … как бы это по мягче сказать?… мужского полового органа довольно непривычно. Словом яркое начало было положено, и фестиваль покатился под дружный одобрительный грохот зала, смехом и аплодисментами встречавшего каждую интересную «фишку». Все ожидания оправдались. Фестиваль стал настоящим праздником для ценителей хорошей рекламы. Двухчасовой рекламный марафон первого отделения фестиваля многим, вероятно, дал возможность разрушить кое-какие стереотипы и другими глазами взглянуть на рекламу. Пересказывать содержание роликов просто не имеет смысла. Сказать, однако, стоит, что по-своему оригинальным и ярким оказался каждый ролик, включенный в программу фестиваля. В этом бурном потоке художественной мысли рекламируемый продукт зачастую становился почти не важен, ибо видеоряд многих роликов оказывался никак не связанным с собственно содержанием рекламы – товаром или услугой. В действительности же, реклама давно уже превратилось в искусство, создающее оригинальные динамичные видеоролики, не заботясь особо о том, чтобы добросовестно раскрывать потребительские свойства того или иного товара. Впечатление такое, будто создатели рекламных роликов прежде всего состязаются друг с другом в смелости и изобретательности, а рекламируемый товар – только отправная точка – в процессе разработки ролика уходит на второй план. Не стану оценивать качество представленных на фестивале рекламных роликов, это дело специалистов. Скажу только, что программа смотрелась буквально на одном дыхании, удерживая зрителя в постоянном напряжении не хуже первоклассного триллера. Каждый ролик, тонко и метко подмечая самые неожиданные свойства предметов и явлений, всегда балансировал на грани, никогда не выходя за рамки дозволенного. Потом был антракт. Зрители получили возможность немного передохнуть, а заодно продегустировать алкогольные напитки – шампанское и водку. Любопытно то, что количество предлагаемых гостям доз напрямую зависело от цены на билет. Заплатил 750 рублей – получи 6 стопок. Пей, да дело разумей. А публика тем временем, видимо, все-таки немного устав от такого обилия рекламы, стала понемногу расходиться по домам. Когда сильно хорошо – тоже плохо. Однако шоу должно продолжаться. И оно продолжалось. На сцене «НВН» выступала новосибирская студия Аллы Духовой «Тодес», счастливые обладатели самых дорогих билетов получали свои подарки – видеокассеты с подборкой лучших рекламных видеороликов, проходили разнообразные конкурсы, способствующие дальнейшему раскрепощению и взаимному сближению публики. Самые стойкие дождались-таки финала всего мероприятия, а один из них, самый счастливый получил главный приз фестиваля – один миллион денег. Была ли публика в конечном счете шокирована? Нет. Даже зрители, покидавшие «Маяковский» уже в антракте, не дождавшись второго отделения, не выглядели подавленными или смущенными. А дело в том, что организаторы показа вовсе и стремились доводить новосибирского зрителя до точки кипения – при отборе видеороликов для показа все шедевры рекламного искусства подвергались цензуре. И к тому же, думается мне, публику нашу шокировать вовсе не так уж просто. Остается загадкой только одно. Почему та реклама, которую мы ежедневно смотрим по центральным телеканалам, так сильно отличается от тех роликов, которые демонстрируются на международных рекламных фестивалях и завоевывают престижные награды. Может здесь дело в нашей культуре потребления? Либо это зависит от каких-то принципиальных позиций заказчиков рекламных роликов и политики телекомпаний? Вопрос остается открытым. Евгений Ларин |