Андрей Мартынов. LeVall как зеркало современного искусства |
(интервью с галеристом, одним из создателей галереи LeVall)
Новосибирская галерея изобразительного искусства LeVall была открыта в марте 1999 года. И до настоящего времени успешная работа галереи держится исключительно на энтузиазме трех людей – Владимира Валькова, по чьей инициативе и был открыт LeVall, и братьев Владимира и Андрея Мартыновых. В скромно расположенной между третьим и четвертым этажами многоквартирного дома галерее нет ни постоянного штата сотрудников, ни обслуживающего персонала – братьям Мартыновым все приходится делать самостоятельно. А труд это немалый. Формат работы галереи LeVall – две новых экспозиции каждый месяц. За четыре года своего существования она представляла работы авторов из Англии, Бельгии, Германии, Италии, Греции, Южной Кореи, Японии, Америки, Австралии и других стран мира. «Искусство без границ» – вот основная составляющая специфичной выставочной концепции и идеологии галереи. Здесь можно увидеть все – от фотографии и художественной графики до работ, выполненных с применением новейших компьютерных технологий, и скульптуры. Так что, работы у Андрея Мартынова хватает – через его руки и глаза каждый месяц проходит невероятное количество работ самых разных авторов со всего света. Сейчас Андрей исполняет обязанности как директора и куратора галереи, так и администратора веб-сайта и секретаря. И еще курьера – сходить на почту, получить картины, поругаться с почтовыми работниками. Но эта работа приносит щедрые плоды – новосибирская галерея LeVall известна уже во всем мире. А тот уникальный материал, который размещается в ее выставочных залах, часто не экспонируется больше нигде в стране. «Я человек, попавший в эту сферу странным образом, – говорит Андрей Мартынов, – по профессии я океанолог. Я занимался физикой моря, ходил в экспедиции. Художественного образования у меня нет, но интерес к искусству был с детства. Он специально не культивировался в нашей семье, но всегда под рукой были книги по искусству. А позднее благодаря океанологии, я часто бывал за границей и использовал любую возможность, чтобы сходит в музей или на выставку». Галерея LeVall была в Новосибирске одной из первых, кто представил широкой публике искусство цифровых технологий. К тому же, благодаря выставкам, проходящим в LeVall, новосибирцы всегда имеют возможность не только наблюдать своеобразный диалог мировоззрений, но приобретать шедевры современного мирового изобразительного искусства: галерея обладает эксклюзивным правом продажи художественных работ представляемых авторов по всей стране. Придя в LeVall, я застал Андрея Мартынова за подготовкой материала к очередной выставке. Он разбирал только что полученные картины Паскаля Йелля, художника, создающего многие свои произведения на основе фрагментов визуальной рекламы, из которых посредством компьютерной обработки составляет уникальные портреты человеческой цивилизации. Корр.: Андрей, каким образом вы получаете картины для своих выставок? А. М.: Благодаря Интернету часть авторов сейчас самостоятельно занимаются своим продвижением. Есть несколько приличных сайтов, которые уже несколько лет целенаправленно занимаются пропагандой цифровых технологий. Как правило, там можно увидеть несколько разделов, ведь часть графики строится на основе фотографий, а часть представляют собой совершенно абстрактные работы. Мы регулярно просматриваем все эти сайты, и если какие-то работы вызывают отклик, мы высылаем художнику предложение. А уж если он на него адекватно реагирует, между нами завязывается переписка. И в результате этого диалога, художники нам присылают все эти работы, которые вы можете видеть в галерее. Бывает, что авторы сами предлагают сделать свою выставку в LeVall, а иногда приезжают в Новосибирск. Например, в прошлом году у нас прошла совместная выставка англичанки Сью Голлифер и ее подруги из Америки – Синтии Рубин. Обе художницы приезжали в Новосибирск. А в этом году из Германии приезжал Маттиас Ойле. В сентябре мы ждем японскую художницу – Макико Танака. Корр.: Как вы оцениваете, будут ли интересны публике те работы, которые интересны вам? А.М.: Безусловно, эта оценка чисто субъективная, на уровне личного восприятия. Но, как это обычно происходит при отборе на крупные выставки, мы тоже всегда смотрим, что это за художник, какова его творческая биография. Если художник не совсем еще юный и если работы его интересны – этих двух составляющих при отборе бывает достаточно. За четыре года существования у галереи уже сформировался свой имидж. Меня знают многие художники во всем мире, поэтому, в случае необходимости, я всегда могу обратиться к кому-то из них за рекомендацией. В этом плане мы всегда стараемся вести себя аккуратно. Корр.: Случалось ли так, что вы выставляли работы, которые лично вам не очень нравились, но вы чувствовали, что они понравятся посетителям? А.М.: Нет. Поскольку очень часто я сам занимаюсь поисками художников и принимаю решение, проводить выставку или нет, таких ситуаций, как правило, не возникает. Были, конечно, условно говоря, плановые выставки, но очень мало. Корр.: Насколько популярны в нашей стране художники, чьи работы выставляются в галерее LeVall? А.М.: Наша галерея очень часто выставляет работы зарубежных авторов, и говорить об их популярности в России вообще бессмысленно. Хотя сейчас, с появлением в нашей жизни Интернета, сформировалась определенная среда людей, которые часами выискивают в сети то, что их интересует. Они это все знают. Но, конечно, большинство из них сами художники. Корр.: Работа с зарубежными художниками – это часть выставочной концепции галереи? А.М.: Нет. В нашей выставочной концепции никаких ограничений нет. Это неверно, что мы выставляет только зарубежных художников, как и неверно то, что показываем работы, выполненные исключительно в каком-то одном стиле. Корр.: С кем работать легче – с русскими художниками или с западными? А.М.: Практика работы с западными художниками показывает, что людей слова там больше. Когда решение о проведении выставки принято, то потом нам остается только отшлифовать детали. Это приятно. У нас было несколько случаев, когда, работая с нашими соотечественниками, мы сталкивались с очень безответственными авторами. Но я не хочу об этом говорить. Корр.: Совершенно очевидно, что компьютерные технологии оказывают огромное влияние на развитие современного изобразительного искусства. С их появлением создание картин стало проще технологически. Не умаляет ли это художественный уровень цифрового искусства? А.М.: Если говорить о компьютерной графике, то к ней, в отличие от графики традиционной, в галереях всего мира относятся с некоторым подозрением. Слишком уж много вопросов возникает. Однако в нашу галерею мы стараемся отбирать не просто специалистов в области компьютерных технологий, а, прежде всего, художников, которые с появлением нового инструмента используют его в меру своих возможностей. Конечно, более интересны и ценны работы тех авторов, которые имеют за плечами базовое художественное образование и на практике осваивают новые технологии. Когда автор хорошо знает программную часть и при этом обладает сформированным художественным видением, вкусом, опытом – это, конечно, оптимальное соотношение. Такие художники могут сделать достаточно серьезные вещи, которые по силе воздействия не будут уступать классической живописи, театру или кино. Корр.: Современное изобразительное искусство очень разнолико. Какие из существующих в нем тенденций, на ваш взгляд, наиболее интересны? А.М.: Сейчас об этом говорить очень трудно, мы находимся на рубеже веков. В 20-м веке появилось огромное количество разных течений. Каждый период в творчестве таких художников, как Пикассо, был новым открытием в искусстве. К концу века интерес к живописи стал спадать, зато обратили внимание на фотографию, которую сначала не относили к разновидности искусства. Появилась потребность в новых формах. Сейчас пока сложно во всем этом разобраться Корр.: Не так давно у вас проходила выставка немецкой художницы Карин Кульман, работающей методом абстрактной компьютерной графики. Что вас привлекает в таких работах? А.М.: Галерею LeVall в городе называют галереей современного искусства. Мы все-таки стараемся отсматривать все современные тенденции. Одна из таких тенденций, разумеется, компьютерная технология. С другой стороны, абстрактное искусство требует от зрителя определенной подготовки. Я знаю художницу, которая занималась фигуративным искусством, потом стала создавать абстрактные произведения. И с этого момента, как она сама считает, для нее открылся совершенно новый, огромный мир. И возвращаться к старому она уже не хочет, поскольку утеряла к нему всякий интерес. Часто я с удивлением отмечал очень неожиданную реакцию посетителей галереи на подобные произведения, и, причем, тех посетителей, которым искусство никогда не было особенно интересно. Но им нравятся абстрактные картины. Привлекают в них многие вещи – краски, сочетания, динамика. А вообще, и в компьютерной графике уже сформировались определенные ниши, каждую из которых занимают более или менее талантливые личности. Конечно, мы стараемся приглашать самых интересных художников, у которых есть индивидуальный стиль. Корр.: А вы не хотели бы под эгидой галереи проводить какие-либо перформансы, в которых могли бы принять все желающие художники? А.М.: Невозможно объять необъятное. Перформанс, как форма в искусстве, мне, безусловно, интересна. Я много ездил по миру и видел перформансы хорошего качества. Однако мы изначально ориентировались на очень высокий уровень мастерства художников. И, к примеру, если мы проводим персональную выставку Грицюка, а это один из лучших, то после этого, приглашая какого-нибудь молодого художника, предъявляем ему повышенные требования. Мы хотим, прежде всего, чтобы художники относились к этому серьезно и чувствовали ответственность. За четыре с лишним года у нас прошло больше ста выставок, и таких, которые бы оставили чувство неудовлетворения, было крайне мало. Корр.: Можете ли вы сказать, что своей деятельностью вы решаете какие-либо глобальные задачи? А.М.: Да. Вот если выйти сейчас на улицу и бросить клич: «Люди, вы хотите пойти в музей или в галерею, вам это интересно?!», мало кто отреагирует. Давит бремя повседневных забот, наверное. Скажем, в 70-80-е годы в Москве вокруг хорошей выставки ходили толпы, или здесь, когда была выставка Хаммера, у картинной галереи кругами очередь вилась. В те времена это был новый живой материал, глоток свободы. Народ мчался туда, сломя голову. Сейчас ситуация сильно изменилась. К тому же появились компьютеры, Интернет, видео, которые заменили людям живопись. А уж если человек интересуется живописью и неплохо зарабатывает, он может сесть в самолет и полететь, к примеру, в Париж, в центр «Помпиду». Но далеко не многие могут позволить себе поехать за рубеж. Поэтому это – очень нужное дело. Ниша не заполнена, галерей мало. И еще меньше таких сумасшедших людей, которые бы за небольшую зарплату занимались пропагандой современного изобразительного искусства. Что касается арт-рынка, то у нас его просто нет. Не сформировался еще как таковой. Опыт нашей галереи показывает, что люди, которые понимают живопись и приобретают картины, находятся случайным образом. Случаи продаж крайне редки. Поэтому наличие в Новосибирске такой галереи имеет очень большое значение в жизни нашего города. P.S. Сейчас в галерее современного искусства Levall проходит выставка канадского художника, живущего в Соединенных Штатах, Паскаля Йелля. Подробности – в этом номере «Weekend. Отдыхаем!» в рубрике город. Беседу вел Евгений Ларин |