Культура в состоянии кризиса |
6 июня в Доме культуры им. Октябрьской революции состоялся показ программы Четвертого Международного фестиваля сверхкороткого фильма (Extra Short Film Festival), в которой было представлено 46 анимационных и видеофильмов из 10 стран – России, Аргентины, Болгарии, Германии, Испании, Италии, Македонии, Словении, Шотландии и Японии. Из российских городов в фестивале участвовали Кемерово, Красноярск, Иркутск, Снежинск Свердловской области, Екатеринбург, Ижевск, Санкт-Петербург, Москва. Десять фильмов новосибирских авторов составили почти пятую часть фестивальной программы.
Фестиваль сверхкороткого фильма был создан четыре года назад по частной инициативе Дмитрия Булныгина. Сейчас фестиваль проходит при поддержке Фонда Форда в рамках проекта «Новый Дом Культуры», направленного на развитие актуальной культуры и современного искусства, который выполняет Новосибирский городской общественный Фонд имени Юрия Кондратюка. Главной отличительной особенностью фестиваля сверхкороткого фильма является, как можно догадаться, лимит на длительность участвующих в конкурсе работ: продолжительность фильмов не должна превышать 60 секунд. Другой важный критерий для отбора фильмов в конкурсную программу – сюжетность, характерная для большого кино. Представленные на конкурс работы должны иметь развитие и нарративную логику. Однако, по словам Яны Глембоцкой, директора Фонда Кондратюка, главный критерий – «чтобы было интересно». «Совсем невнятные фильмы отсеивались, хотя некоторые такие работы в программу все-таки попали». «Политика фестиваля каждый год меняется, – говорит куратор фестиваля Дмитрий Булныгин. – В этом году она была либеральной. Особых критериев отбора нет, кроме того, что работа должна соответствовать условиям и доставлена должна быть в сроки. Не должно быть откровенного порно, и в этом году его не было. Я отклонил всего лишь несколько работ, которые совершенно не попадали в формат. Как правило, это были просто видео-опыты, у которых не было ни начала, ни конца». Признаться, от фестивальной программой я ожидал чего-то большего. Может быть, более оригинальных, нестандартных решений. Может, более высокого полета творческой мысли. Так что в целом я был несколько разочарован, хотя некоторые из представленных работ безусловно достойны внимания. Учитывая всю пестроту жанров, стилей и идеологий, представленных в конкурсных работах, каждый зритель мог увидеть что-нибудь интересное. Яна Глембоцкая: «Сверхкороткий фильм, мне кажется, это реакция на рекламу и вообще на телевизионную культуру. В каком-то смысле это протест против гламурной стилистики, которая на нас выливается через рекламу дорогих товаров и продуктов». Что касается содержательной стороны фильмов, то во время просмотра я никак не мог отделаться от навязчивых образов разрушения, смерти, насилия и самоубийства, пронизывающих, как мне показалось каждую вторую работу. Даже через менее мрачные картины сквозила некая глумливая улыбка гробовщика современной «культуры». Яна Глембоцкая: «Культура всегда в состоянии кризиса, это ее способ существования. О кризисе культуры говорят всегда – в начале века, в середине и в конце. Есть культура официальная, и она считает, что она вне кризиса. А есть другая, не вписанная в официальную, культура нон-конформизма. И в заключении, о победителях. Приз за лучший сценарий достался Кристиану Поза (Испания), приз за лучшую операторскую работу присужден Константину Скотникову (Новосибирск, «Агония чайного пакетика»). Гран-при в номинации «Лучший анимационный фильм принадлежит Вячеславу Мизину (Новосибирск, «Жанры мирового кино»). И впервые в истории Новосибирского фестиваля сверхкороткого фильма победителем в номинации «Лучший видеофильм» стал иностранный участник – японец Ешиниса Наканиши, «Lady Go! (Беги, тетка, беги!)». Евгений Ларин |