Золотой век Ирины Канунниковой |
(интервью с режиссером и продюсером киностудии "Золотой век")
Существует расхожее мнение о том, что бизнес и мораль – «две вещи несовместные». Ирина Канунникова, продюсер киностудии «Золотой Век», из тех людей, кто заставляет убедиться в обратном. Свое первое образование Ирина Владимировна Канунникова получила в НИИЖТе. «Я мечтала о филологическом, а мама меня убедила в том, что в НИИЖТ поступить легче. Не отстояла я свою мечту и , в результате, десять лет жизни были потеряны, – так вспоминает она первые самостоятельные годы. – Хотя, говорят, не надо жалеть о прошлом. Все опыты нужны». Режиссер по призванию, она решает сменить техническую специальность на творческую и заканчивает Сибирскую киношколу при Западно-Сибирской киностудии. А потом получает и третье образование – в философской школе Платона. Это сыграло далеко не последнюю роль в формировании принципов, которые Ирина Канунникова постаралась воплотить творчески, когда пришла работать на киностудию «Золотой Век». Сегодня круг интересов «Золотого Века» очень широк – от рекламных роликов и фильмов до документального и игрового кино. К тому же, команда Ирины Канунниковой является сейчас одним из немногих новосибирских коллективов, работающих в довольно редком для нашего города жанре учебного кино. WO!: Расскажите, чем вы занимались до работы на киностудии «Золотой Век» И.К.: После института я уехала на БАМ в Тынду, это в Амурской области. Работала диктором на первом местном телевидении, на студии «ТАТТ». Потом вернулась в Новосибирск, работала на канале «Сибирь». А когда образовалась телекомпания «НТН», я пришла туда журналистом. Но «Новости», которые делаются всегда в очень быстром темпе, способны доносить до зрителей только поверхностную информацию. А мне хотелось идти глубже. И мы с Ольгой Секерской стали делать собственную программу «Телекупе». 40 минут в прямом эфире. У нас выступали Георгий Лыщинский – ректор НЭТИ, Григорий Гоберник – композитор и музыкальный редактор театра «Глобус», Владимир Миллер – директор филармонии, Владимир Мукусев – ведущий программы «Взгляд». Когда я ушла с НТН, начала делать рекламные ролики. Сначала работала на студии «Чарли», выпускала рекламную программу «Стиль жизни». Потом заниматься рекламой просто надоело. WO!: Тогда вы решили отказаться от производства рекламы? И.К.: Я не отказались от нее полностью. Люди, помня мой опыт, все равно обращаются. Но я хотела снимать игровое и документальное кино. Это моя специальность. В начале Перестройки документальные фильмы особым спросом не пользовались, но сейчас ситуация меняется. Документальные и научно-популярные фильмы снова становятся востребованы. Правда, мы полностью отказались, например, от рекламы пива или кодирования от лишнего веса. Словом, от всего того, что разрушает человека. У нас есть определенная позиция. Мы стараемся соответствовать названию «Золотой Век». Я имею в виду тот Золотой Век, который грядет, возрождение. Об этом сказано, например, в «Розе мира» Даниила Андреева. WO!: Но разрушительной может быть не только реклама. За какие темы вы бы не взялись никогда? И.К.: Никогда не стала бы снимать порнографию или фильмы ужасов – все то, что негативно воздействует на психику. Никогда не буду пропагандировать то, с чем я не согласна внутри. После фильма человек должен выходить осветленным. Тогда он не впадет в депрессию, не пойдет убивать. WO!: Недавно вы закончили работу над крупной документальной картиной. Расскажите, как она проходила? И.К.: Мы с Виктором Бессоновым, по просьбе Областной администрации сняли фильм к 110-летию города Новосибирска – «Чудесное звезды рожденье». Фильм посвящен нашему Учителю – кинорежиссеру Вадиму Николаевичу Гнедкову. 10 лет назад он снял фильм к 100-летию города «Новосибирск. Век первый», который новосибирцы, к сожалению, почти не видели. Гнедков очень глубоко копнул многие темы не только нашего города, но и страны. Нам не хотелось повторяться, мы решили сделать другой, очень теплый, эмоциональный фильм. Эту идею и сценарий нам принес драматург Александр Федорович Косенков. По ходу работы над сценарием мы многое поменяли и решили отказаться от закадрового дикторского текста. Рассказывают о городе только горожане и музыка. А это ювелирная работа. Самое интересное в том, что после рабочего просмотра, все стали говорить не о нашем фильме, а о городе. Это значит, что мы задели зрителя. Я считаю, что это победа. Мы очень торопились закончить монтаж к юбилею города и несколько последних ночей всей командой не спали. Потом после рабочего просмотра мы устроили себе не праздничный стол, а праздничный сон. Сейчас будем работать над второй частью. WO!: Какие у вас были еще интересные работы? И.К.: Один из самых наших интересных проектов – телепрограмма «Умная сказка». Она выходит на «НТН-4». Авторы проекта – супруги Мушичи – очень верно подбирают сказки для программы. И порой, когда на съемках слушаешь как Евгений Важенин – заслуженный артист России, актер театра «Глобус» – читает сказку, узнаешь какие-то очень древние вещи, которые ты знал раньше, в детстве, но забыл. Многие истины заново открываешь. Вообще чудеса происходят. Люди меняются, добрее становятся. WO!: А если говорить о кино? И.К.: Был фильм «Консерватория». Вроде бы и заказной, но получился нормальный музыкальный фильм – рассказ о Новосибирской консерватории. Это потому, что ректор Евгений Гуренко оставил за нами право творческой подачи материала. Еще снимали к 75-летию академика Виктора Суркова, директора НИИ геологии, фильм о геологах, об их жизни – «Поющие земли». Все эти фильмы мы делали вместе с Виктором Бессоновым. Он – режиссер-оператор, долго работал на ГТРК в редакции художественного вещания. Цикл телепередач «Четыре века оперы», который они делали с редактором Оперного театра Татьяной Гиневич до сих пор выходит на канале «Культура». WO!: Над чем было интереснее всего работать? И.К.: Наверное, над фильмом о Новосибирске. Мы познакомились с очень многими интересными людьми, весь город стал нашей съемочной площадкой. Мы и летали, и плавали, и ездили. Гнедков говорил, что материал диктует свое. Мы всегда прислушиваемся: помогает материал или мешает. На фильме о городе материал нам помогал. WO!: Были какие-то экстремальные моменты? И.К.: Не то, чтобы экстремальные. Но многие думают, например, что мы пролетели под мостом – так смонтировали. Экстремальная ситуация была в том, что у этого фильма был очень маленький бюджет. Но зато нам никто не диктовал свою волю. Мы были сами собой. WO!: В чем заключается работа продюсера киностудии, то есть ваша работа? И.К.: Видимо, я еще не совсем хороший продюсер: денег у нас до сих пор не хватает. Все-таки я больше режиссер. Я чаще отстаиваю интересы творческой группы, а надо, наверное, порой отстаивать интересы денежные. Но, думаю, что все равно найдутся люди, которые оценят нашу работу. Это дело времени. WO!: Пытаетесь ли как-то влиять на ваших заказчиков, чтобы, например, из рекламного ролика сделать настоящее произведение киноискусства? И.К.: За годы работы мы так углубились в профессию, что если берешься за ролик, то выходит в миниатюре фильм. Естественно, не хочется профанировать название «Золотой Век». Поэтому мы стараемся все время держать уровень. Много разъяснительной работы проводим с заказчиками, показываем, например, чем отличается документальный фильм от научно-популярного, а рекламный фильм – от рекламного ролика. Те, кто доверяет профессионалам, обычно все отдают нам на откуп и остаются довольны. WO!: Какой фильм вы мечтаете снять? И.К.: Не знаю. Меня интересуют фильмы о нравственности человека, осветляют пространство. А тема может быть любая. У нас сейчас в проекте три игровых фильма, они все очень светлые. Над одним я сейчас плотно работаю как автор сценария. А вообще, мне очень нравится фильм «Тот самый Мюнхгаузен». Одного такого фильма достаточно, чтобы состояться как режиссеру и сценаристу. Беседу вел Евгений Ларин |