О Mein Кайф! |
11 июля в клубе «Рок-Сити» состоялся концерт группы «Агата Кристи». Вадим и Глеб Самойловы на этот раз, судя по всему, пошли по пути наименьшего сопротивления: несмотря на то, что уже вовсю идет работа над новым альбомом, основная часть программы состояла все же из старых хитов. Вспомнили даже «Позорную звезду» из одноименного альбома, а, выходя на бис и «Белого клоуна» («Viva Kalman!», если точнее) из «Коварства и Любви». И уж совсем неожиданно – «Собачье сердце» («Спасибо. Кончено…»). На моей памяти это первое концертное исполнение этой, на мой взгляд, одной из лучших, вещи.
Так или иначе, но с момента выхода последнего альбома «Mein Кайф?» прошло уже три года, и хотелось бы услышать что-нибудь новенькое. Однако же легкое разочарование, вызванное отсутствием новых впечатлений, было вполне компенсировано обилием свежих аранжировок старых, столь любимых почитателями таланта Самойловых, вещей. И это, по всей вероятности, свидетельствует о переходе «Агаты» на следующий творческий этап. Каким будет очередной альбом, говорить, безусловно, еще рано. Но все же, как мне показалось, после ухода Александра Козлова, фирменный саунд «Агаты» стал еще жестче, а сами музыканты – как будто злее и несколько агрессивнее. Что ж, увидим, вернее – услышим. В следующий раз, как было обещано, трио посетит наш город с новой программой, о которой со слов Глеба пока известно только одно – тема, ставшая актуальной для нового альбома. «Вы будете смеяться, но это любовь», – заявил поэт. На российской рок-сцене, пожалуй, вряд ли еще найдется такой коллектив, как «Агата Кристи», чье творчество с момента появления группы в Москве вызывало бы у слушателей столько противоречивых откликов. Но это вполне объяснимо. С каждым новым альбомом «Агата» неизбежно теряла какую-то часть своей аудитории, но вместе с тем и приобретала новых поклонников. Творческий кризис – такое понятие, по признанию самих музыкантов, очень знакомо группе «Агата Кристи», зачастую является едва ли не самым мощным двигателем творческого прогресса. Многочисленные эксперименты братьев Самойловых со звуком привели в итоге к возникновению уникального музыкального явления под названием «Агата Кристи», сочетающего в себе множество элементов различных стилей и направлений современной музыки. «Начиная с альбома «Ураган», – говорит Глеб Самойлов, – мы немного, года на два, предвосхитили слияние рок-музыки и техно-музыки, хотя тогда в нашей стране они существовали параллельно. В альбоме «Чудеса» мы очень явно закосили под новую волну восьмидесятых годов, которая тогда была абсолютно невостребована. Если говорить о техно-движении, о рейв-движении, мы яростно влились в его ряды как потребители, еще до того как оно стало массовым, превратилось в популярную культуру. Естественно, что мы питали себя этим состоянием транса, этими звуками. Поэтому из нас музыка такая пошла. Для нас началось все с «Pink Floyd». Психоделия «Pink Floyd» и психоделия техно-культуры одного порядка. Так что мы можем меняться, но это наши внутренние изменения. Это естественный творческий процесс. Нам никогда не приходилось делать что-то на потребу». Кстати, о состоянии транса. За несколько часов до концерта в «Рок-Сити» Самойловы давали пресс-конференцию, представ перед журналистской братией в таком сумеречном состоянии, что невольно возникал все тот же, ставший уже классическим по отношению к «Агате Кристи», вопрос: а не употребляют ли ребята чего-нибудь эдакого? Однако… Флегматичные, с несколько затуманенными очами, Самойловы скромно, по-простому, пробираются в гримерку через скопление жаждущих вожделенной встречи с кумирами поклонников. Народ, обомлевший от такой неожиданности, остается недвижим. А минут через двадцать после запланированного начала концерта, когда охрана открыла выход на танцпол, позволив «голодной толпе» с ликованием ринуться поближе к сцене, когда зажегся призрачный синий свет и зазвучала увертюра, на сцене под возбужденные крики масс появились два неистовых чудовища облаченные в классические стендалевские цвета. Вадим – черный Всадник Апокалипсиса, Глеб – демонический шут с волосами цвета огня (в таком облике, кстати, ставший почему-то еще больше похожим на солиста британской команды «Cure»). И после того, как с удвоенным напором и агрессией прозвучал «Абордаж» (с жестким гитарным звуком вместо синтезаторного), «пиратское» желание «поставить всех раком» звучало из уст рычащего и задыхающегося Самойлова-младшего вполне убедительно. Православный, по его собственному признанию, Глеб с постмодернистской легкостью и покаянным надрывом в голосе живописует почти гоголевские, пронизанные мистическим ужасом картины. «Мы сами провоцируем себя на заглядывание в такие вещи, – говорят музыканты, – а потом становится очевидно, что в жизни это все присутствует постоянно. Мы видим это каждый день своими глазами». Евгений Ларин |