ОБРЕТАЯ СВОБОДУ |
Пожалуй, в жизни каждого достаточно квалифицированного в своей области специалиста наступает момент, когда он задумывается о том, что пора бы уже, наконец, открыть свое собственное предприятие и начать вести дело самостоятельно. Конечно, решение о создании собственного бизнеса должно быть взвешенным и тщательно продуманным, но если вы все же почувствовали в себе достаточно сил, чтобы ступить на этот тернистый путь, то отбросьте сомнения и принимайтесь за дела. Ведь еще до того как ваша компания заработает в полную силу, сделать придется немало. Но усилия ваши будут награждены: обретенная свобода действий и независимость в принятии решений того стоят.
Первое, с чем придется столкнуться начинающему бизнесмену, это регистрация предприятия. Казалось бы, формальность, но всякий предприниматель, открывший хотя бы одну фирму и прошедший процедуру ее регистрации, предусмотренную нашим законодательством, расскажет вам, сколько сил, нервов и времени она отнимает. О том, что ждет предпринимателя, решившего зарегистрировать организацию, а также о том, как это можно сделать с минимальными потерями, нам рассказали специалисты Консультационной группы «Частный консультант» – исполнительный директор Андрей Васильевич Филатов и юрисконсульт Ирина Михайловна Косицына. Предупрежден – значит, вооружен! Регистрация предприятия – процедура крайне важная для жизнедеятельности будущей компании. На этом этапе решаются все ключевые вопросы. Прежде всего, хорошо бы внимательно ознакомиться с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Знание этого документа может во многих случаях облегчить жизнь делового человека. Итак, какими знаниями необходимо обладать, чтобы приступить к процедуре регистрации предприятия? Прежде всего, надо четко понимать, какая конкретная задача стоит перед вами. Для того чтобы подготовить комплект документов, необходимых для создания юридического лица, необходимо определиться с наименованием общества, с организационно-правовой формой (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, индивидуальный предприниматель), наиболее выгодной для вашего бизнеса, режимом налогообложения (традиционным или по упрощенной схеме), делающим ведение дела максимально эффективным, видами деятельности предприятия и адресом местонахождения юридического лица. Кстати, одно из последних новшеств в регистрации касается именно адреса предприятия: разграничения между юридическим и фактическим адресом теперь не делается. Общество должно находиться по фактическому адресу, который будет прописан в учредительных документах. И вот когда вы внесли ясность по всем основным вопросам, можно приступать к подготовке учредительных документов предприятия. Учредительные документы – это целый комплект документов, который также определен Федеральным законом. От качества подготовки этих документов, по сути, зависит жизнедеятельность компании. Это своеобразная конституция для организации, и она должна учитывать очень многие нюансы. Последнее является очень важным пунктом, так как, планируя создание бизнеса в каком-то одном выбранном направлении, нельзя исключать то, что в будущем может появиться необходимость в расширении сферы деятельности. Но фундамент дальнейшего возможного укрупнения бизнеса можно заложить еще на стадии подготовки учредительных документов. Главное здесь – четкое понимания того, чем вы занимаетесь, и как корректно именуется тот или иной вид деятельности. В комплект учредительных документов включается, в первую очередь, устав организации. В нем, помимо точного полного и сокращенного наименования предприятия, адреса местонахождения и видов деятельности, обязательно указываются полномочия руководителя и главного бухгалтера, порядок вхождения участников общества, взаимоотношения участников с руководителями организации, правила назначения и снятия с должности руководителя и многое другое. Все эти вещи на первый взгляд могут показаться второстепенными. Судебная же практика показывает обратное. Нередко бывают случаи, когда в процессе деятельности компании участники общества (собственники) на определенном этапе по каким-либо причинам принимают решение расстаться. Данная процедура также в обязательном порядке должна быть прописана в уставе. Это позволит бывшим партнерам разойтись цивилизовано, не остаться врагами и не погрязнуть в судебных разбирательствах. Конечно, уставом пакет учредительных документов не ограничивается. В него обязательно входит договор участников общества, а если предприниматель – единственный участник общества, то решение о создании общества. Кроме того, подготавливается заявление на создание предприятия, которое заверяется у нотариуса, а также еще целый ряд документов. Если предварительно подытожить все вышесказанное, становится очевидным, что регистрация предприятия – дело тонкое, чрезвычайно хлопотное, отнимающее много времени и сил. Перечисленные пункты – это только вершина айсберга всех тех нюансов, которые следует учесть начинающему бизнесмену. И хотя упомянутый нами Федеральный закон позволяет осуществлять регистрацию самостоятельно, но, как показывает практика, отсутствие в большинстве случаев у предпринимателей необходимых знаний и должного опыта превращает эту процедуру в утомительный бег по инстанциям, в неравный бой бизнесмена с государством. Именно поэтому многие предприниматели обращаются в консалтинговые компании. В надежные руки Консалтинговые фирмы призваны избавить предпринимателей от лишних хлопот и решить проблемы с регистрацией предприятия в максимально сжатые сроки, причем с минимальным участием самого бизнесмена. Прежде всего, в консалтинговой фирме вы всегда можете получить консультацию, касающуюся всех вопросов подготовки пакета документов и его комплектности, а затем уже заниматься его разработкой своими силами. Такие консультации, как правило, даются бесплатно. Вы можете подготовить пакет документов с помощью специалистов, а после, получив их, самостоятельно проходить процедуру регистрации. А можете заказать регистрацию фирмы «под ключ», и тогда компания проделает всю работу за вас, начиная с подготовки документов, сопровождения каждого этапа регистрации и заканчивая предоставлением вам «продукта, полностью готового к употреблению» – зарегистрированной фирмы со всей документацией и номером расчетного счета. Все зависит от того, насколько вы готовы самостоятельно нести всю эту нагрузку. Стоимость же услуг консалтинговых компаний вполне адекватна сэкономленному времени и деньгам. Консалтинговая компания помогает избежать и таких неприятных ситуаций, как отказ в регистрации. Как правило, это происходит в тех случаях, когда пакет документов не содержит каких-либо требуемых бумаг. И тогда даже любая мелочь, например не приложен документ об уплате госпошлины за создание предприятия, послужит основанием для отказа в регистрации. Дело в том, что налоговая инспекция, принимая у вас документы, никогда заблаговременно не уведомит вас о недостающих бумагах или некорректно указанных сведениях о предприятии. Заключение вы получите только через пять дней. И начнете сначала… А если «горит» важная сделка? Есть еще один немаловажный момент: при создании компании, предприниматели редко задумываются о предоставлении налоговой и бухгалтерской отчетности. А ведь если фирма создается в конце отчетного периода, то это означает, что, отчет о деятельности компании должен быть сдан, независимо от того, велась эта деятельность или нет («пустой баланс»). Консультационные организации помогут решить и этот вопрос. – Отработанные консультационной компанией типовые решения позволяют зарегистрировать фирму быстро и юридически грамотно, – говорит Андрей Васильевич Филатов, исполнительный директор консультационной группы «Частный консультант. – И если предприниматель приходит с полным пониманием того, что он хочет и готов предоставить консалтиноговой компании всю необходимую информацию, то процедура подготовки документов занимает не более двух часов. После этого документы сдаются в регистрирующий орган (налоговая инспекция), и в течение двух недель компания уже может приступать к деятельности. Мы сопровождаем регистрацию на всех этапах, контролируем прохождение регистрации в фондах и Комитете статистики. Это дополнительные органы, которые в значительной мере влияют на регистрацию предприятия, так как, например, без информационного письма из Комитета статистики юридическое лицо не сможет открыть расчетный счет, а соответственно, не сможет полноценно работать. Кстати, вопросы, касающиеся открытия расчетного счета, играют далеко не последнюю роль в деле организации бизнеса. На каких условиях банки предлагают открывать расчетный счет, какие основные критерии для подбора банков, и какие здесь можно дать практические рекомендации – обо всем этом мы поговорим с вами в следующем номере журнала. И в заключение. Если вы твердо решили открыть собственное дело, не откладывайте это в долгий ящик. Начинайте прямо сейчас! Традиционно, месяц декабрь – это пик деловой активности по созданию предприятий. Многие предприниматели стараются решить все вопросы, связанные с регистрацией, до наступления вереницы новогодних праздников и рождественских каникул. Это позволит новоиспеченному предприятию с завершением «смутного времени» без промедления сразу приступать к работе. Арсений Светлов, «Время денег» |